Не дурака валяем. Валенки!

«Русские валенки» – для вышневолочан лишь привычная вывеска на обочине трассы. А меж тем производство валенок ручным способом – единственное в России. Музей валенок – третий в нашей стране, а его главная ценность – царь-валенок – самый большой в целом мире. Вот еще совсем недавно появился новый повод гордиться –директор компании «Русские валенки» Борис Смородов был признан лучшим в номинации «Социально ответственный предприниматель» Всероссийского конкурса «Бизнес-успех». Да и вообще предприниматель, занимающийся производством, а не перепродажей, настолько большая редкость в наше время, что знакомство с Борисом Николаевичем и его компанией не просто служебная необходимость журналиста, а настоящая удача для вышневолочан.

«Фабрика химчистки и крашения одежды» – так называлось предприятие, выкупленное Борисом Смородовым в 1992 году, когда началась приватизация. А если точнее, то не все предприятие, а одно здание, где собственно располагались цеха химчистки, а сейчас делают валенки. Котельную передали в ведение тепловых сетей. В то время как для работы именно котельная была основой основ. Первые же счета повергли в шок: тут уж не до зарплат, а куда уж и говорить о перспективах – только оплачивать расходы на поставку горячей воды. Со временем ушли в советское прошлое и массовые заказы на работу химчистки. Человек с явной предпринимательской жилкой, Борис Николаевич принял однозначное решение – надо перепрофилировать производство.

Пробовали выделывать шкуры, шить шубы, шапки… Но все это было не то. Хотелось выделяться, хотелось делать что-то если не лучше всех в мире, то, по крайней мере, в нашей стране. Так и вышло. По крупицам собрали бесценный опыт ручной валки. Долгих восемь лет ушло на освоение трудного ремесла. «Каких-то особенных секретов нет, – признается Борис Николаевич, – секрет в опыте, традициях, натуральности.
Для наших валенок используется только натуральная овечья шерсть и горячая вода». Обучались у бабушек, ездили по деревням, набирались опыта… Также обучают работников и сейчас – встает новый валяльщик напротив опытного мастера и смотрит, запоминает, пробует. Никаких добавок, никакой химии.

Сильные руки мнут, стучат, крутят. Температура в валяльном цехе, как в бане. А в чесальном – пыль столбом, даже несмотря на мощные современные вытяжки. Пожалуй, только эти самые вытяжки и есть признак времени. Все остальное – исключительно старинного образца.

Ветер перемен дует за пределами цехов. Не так давно построили второй этаж. Там появилась возможность обустроить душевые кабины и раздевалки. Буквально месяц назад запустили новую газовую котельную. Активно входит в бизнес Бориса Смородова «всемирная паутина». Собственный сайт подробно рассказывает о производстве, интернет-магазин пестрит обилием моделей валенок. Заказ можно сделать как готового изделия, так и предложить собственный эскиз, указать индивидуальный размер. Неудивительно, что онлайн-продажи все чаще обгоняют по выручке обычный магазин. Так благодаря «всемирной паутине» о вышневолоцких мастерах узнали во многих городах России, да и за рубежом. Пошли заказы из столиц, обули наши валенки американцы. Причем заказы представители штата Мичиган делают не штучные, готовится к отправке очередная партия на двести пар. Предприимчивые американцы открывают магазин, где будут торговать валенками, изготовленными в Вышнем Волочке. Интерес проявляют голландцы (оказывается, и в теплых странах ноги мерзнут!). Вот, например, недавно приезжали перенимать опыт у наших земляков. Однако уникальная технология производства русской обуви не поддалась иностранцам – наверное, потому, что не родное.

О том, насколько близка русскому человеку «валеночная» история, живописно рассказывает директор музея Владимир Калинкин. Музей на предприятии Борис Смородов запланировал давно. Увлеченный турист, он побывал во многих странах и отовсюду перенимал передовой опыт бизнеса.
На зарубежных предприятиях почти всегда имеются выставочные комплексы, рассказывающие покупателям об истории производимого продукта, его альтернативных новинках. В качестве экспонатов вышневолочане сразу запланировали только свою продукцию. Теперь на полках и стенах просторного помещения над цехами по производству валенок великое множество поделок из этой оригинальной обуви. Кабан, бычок и лошадка, робот и баба-яга, самолет и даже стены острога (они входят в композицию, посвященную тверскому шансонье Михаилу Кругу). Об истории нашего города «повествует» трио из Петра I, Михаила Сердюкова и алого валенка вместо паруса на ладье. Великолепные панно выполнены в технике ручного валяния, или фелтинга. Ну и, конечно, главное украшение музея – царь валенок высотой свыше двух метров и весом свыше полусотни килограммов. Сейчас к нему присоединились царь-пушка (тоже из валенка) и царь-варежка, подаренная музею рукодельниками из Тамбовской области. Всё изготовлено по эскизам, и многое – собственными руками талантливого художника В. Калинкина. Музей посещают одиночные путешественники, проезжающие по трассе, и целые группы экскурсантов. Культурно-просветительский интерес служит хорошим подспорьем бизнесу. Из полусотни туристов пятеро точно приобретут понравившуюся пару валенок. Тем более что ассортимент «Русских валенок» поистине разнообразен.

С необычной вышивкой, расписанные красками и просто разноцветные валенки, изготовленные с помощью фелтинга, конкурируют лишь друг с другом. Пользуются спросом сувенирные изделия. Теперь же неугомонный предприниматель Смородов осваивает технику фотопечати, и уже сейчас можно заказать валенки с любым изображением.

Причем далеко не здесь остановка в предпринимательских идеях. Отчасти вдохновленный статьей в «Вышневолоцкой правде» «Из Мышкино в Мышкин», во многом из любви к городу, страдающему от недостатка туристических инвестиций, а еще – из того же расчета на прибыль, в этом году Борис Николаевич затеял облагородить площадку перед своим предприятием. Расчистили, сделали подсыпку. Владимир Калинкин разработал эскиз зоны отдыха, и вот уже красуется на обочине фигура старичка в шляпе с парой добротных валенок в руках. Останавливаются машины, уже спешат к забавной фигурке взрослые и дети сфотографироваться на добрую память. А совсем скоро Владимир
Васильевич создаст из металла и бетона очередные шедевры. Займут свои места на площадке герои мультфильма «Ну, погоди!», старичок со старухой, милый котик, клоун и чудо-дерево – все, естественно, с непременным атрибутом в виде валенок. Расположатся здесь и широкие скамьи. Так что, уважаемые земляки, спешите фотографироваться на фоне новой архитектурной композиции, начинающей свою жизнь у предприятия по производству любимейшей русской обуви, пока туристы не оттеснили.

Все свои достижения и планы Борис Николаевич подробно изложил в проекте, получив предложение поучаствовать в конкурсе «Бизнес-успех». Так вышло, что из более ста предпринимателей со всей России именно нашего земляка признали лучшим в номинации «Социально ответственный предприниматель» .

Награждение прошло в Твери, в рамках форума для предпринимателей «Территория бизнеса – территория жизни». Организаторы конкурса и форума – Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», Агентство стратегических инициатив при поддержке Министерства экономического развития РФ и Правительства Тверской области.

Кроме почета, дополнительной уверенности в собственных силах и заслуженного диплома и символического «Золотого домкрата», в подарок от спонсора ОАО «Банк «Уралсиб» Борис Смородов получил банковскую карту на 100 тысяч рублей. «Подарю внучке – в этом году она окончила школу с золотой медалью и поступила в медицинский университет имени Сеченова», – с гордостью рассказывает Борис Николаевич.

Неудивительно, что у такого успешного дедушки подрастает не менее благополучная внучка. В конечном итоге, именно для будущего поколения разумный человек строит новую жизнь. Так и Борис Смородов, получая стабильную прибыль сегодня, работает на перспективу.